После 10 лет ожидания контейнерный порт DP World London Gateway (LG) был официально открыт 7 ноября. Проект обошелся в 1,5 миллиарда фунтов стерлингов. В перспективе будет создано 32 000 рабочих мест с полной занятостью, не говоря уже о существенной экономии на транспортных расходах для автомобильных/железнодорожных контейнерных перевозок.
Это, однако, очень большой вклад в развитие логистики Великобритании, отчасти благодаря тому, что площадь логистического парка составляет 1 млн кв. м. Это крупнейший в Европе объект подобного рода, который к тому же будет использоваться в непосредственной близости от Лондона и юго-востока, являющегося самым большим и процветающим регионом потенциального рынка.
Первым арендатором парка является Marks & Spencer, закрепивший за собой 100 тыс. кв. м территории с распределительным центром обработки импортируемых и экспортируемых товаров стоимостью 200 млн фунтов стерлингов.
План компании состоит в том, чтобы доставлять грузы на продажу прямо с корабля. Как утверждается, такая практика может сократить время распределения с трех недель до трех дней, тем самым продлевая срок годности и резко сокращая время пребывания товара на складе и расходы на обработку.
Логистический парк, однако, не будет использоваться исключительно крупными компаниями. Почти 28 тыс. кв. м объектов общего пользования с общим погрузочно-разгрузочным оборудованием должны побудить к активным действиям многие малые и средние предприятия. Как сообщается, спрос в 2-3 раза превысил предложение.
Что будет интересовать большинство потенциальных арендаторов и не пользующихся на данный момент услугами парка компаний и как их логистические издержки могут быть сокращены в случае использования других контейнерных терминалов, таких, как Филикстоу? LG утверждает, что типичный для Лондона рейс туда-обратно из нового порта сбережет 186 фунтов стерлингов. Это также позволит устранить практику передачи некоторых товаров в северные распределительные точки с целью обратного возвращения на юг. Новая железнодорожная связь с портом, как ожидается, позволит избавиться от 100 тыс. контейнерных перевозок стандарта TEUпо дорогам Великобритании в оба конца ежегодно.
Вместо этого будет четыре ежедневных рейса контейнерных поездов из северных городов, управляемых компаниями DB Schenker и Freightliner, что сэкономит приблизительно 58 фунтов стерлингов за одну контейнерную перевозку.
У LG есть свои недоброжелатели, и это не только конкуренты, но и компании, с которыми LG все же надеется сотрудничать, несмотря на стабильный рост контейнерных перевозок стандарта TEU из 7 млн в 2005 году до прогнозируемых 20 млн в год к 2030 году. Несомненно, в таком большом предприятии существуют и риски, но при более внимательном рассмотрении они кажутся излишне преувеличенными. Одним из таких проблемных моментов является планируемый в Ливерпуле новый глубоководный контейнерный терминал, который должен открыться в 2015 году, другим — нестабильность темпов роста мировой торговли, в настоящее время дело идет достаточно вяло.
Третья угроза может затмить первые две – это изменение структуры торговых потоков между Европой и Азией, что является самой критической частью бизнес-модели компании LG. По многим причинам компания реорганизовала аутсорсинговое производство с Дальнего Востока обратно в Британию и Европу. Как увеличение потока грузоперевозок отразится на работе порта? Этот вопрос журнал задал Саймону Муру, исполнительному директору компании LG. Он выразил согласие с тем, что торговые структуры изменились, но отметил, что это проблема для судоходных линий, а не портовых компаний.
Возвращение традиционного производства в Великобританию рассматривается как положительный момент. Саймон Мур заметил, что если такие компании будут расти, они снова захотят экспортировать товары на растущие рынки сбыта в Азии и на континенте. Он также считает, что 90% международной торговли Великобритании будет продолжать осуществляться по морю, и некоторые крупные британские компании розничной торговли, которые в настоящее время импортируют товары по воздуху, задумаются о переходе на морское сообщение благодаря выгодным бизнес-предложениям LG. Тем не менее, полагая, что большая часть из этих 90% будут поступать из пунктов к востоку от Великобритании, Самон Мур не видит поводов для беспокойства, даже если грузопоток между Великобританией и континентом увеличится. Он считает расположение LG важным положительным моментом в работе порта.
«Я думаю, что мы не можем препятствовать, останавливать или способствовать каким-либо тенденциям рынка. Будем надеяться, что мы сможем быть достаточно гибкими, чтобы иметь физическую возможность расти вместе с ними. Если это будет использование железнодорожного транспорта, мы к этому готовы. Если это прибрежное судоходство, мы готовы и к этому. Это не должны быть большие корабли», – рассказал Саймон Мур.
Однако, большие суда, бесспорно, сильный пункт для порта LG, который при использовании всех запланированных 6 причалов будет обрабатывать 3,5 млн контейнеров в год. Порт будет одним из крупнейших в мире, 18 тыс. контейнерных судов стандарта TEUбудут работать в любую погоду, в отличие от таких портов, как Филикстоу. Известно, что Филикстоу, как правило, закрыт в течение почти 60 дней в году в связи с плохими погодными условиями. LGимеет еще один туз в рукаве — полная автоматизация.
Погрузка контейнеров с судна на берег при помощи кранов, кстати, самых высоких в мире, полностью укомплектована, но с этого момента будет автоматизирована, начиная от управления автоконтейнеровозами и заканчивая складскими козловыми кранами. Это позволит сделать все совершаемые операции безопаснее и экономически эффективнее.