ПОРТАЛ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ОБОРУДОВАНИИ СКЛАДОВ
Журнал Складовой +7 (812) 925-80-68

Теснота на складе – это, с одной стороны, хорошо (больше груза – выше прибыли). А с другой стороны – плохо (затрудняется логистика и, вероятно, компания испытывает затруднения со сбытом товара). Поэтому, если на складе практически не осталось свободного места, то не спешите радоваться: ведь очень скоро вам придется обустраивать или арендовать новое хранилище.

Впрочем, в условиях экономической турбулентности, охватывающей все отрасли отечественного рынка,  предстоявшие расходы на покупку/постройку/аренду следует, все же, отложить до лучших времен. Ведь практически все нынешние инвестиции связаны с большой долей риска. Ну а свободное место под все пребывающий товар можно найти на собственном складе. И в данной статье мы научим вас нескольким способам оптимизации, как складского пространства, так и цепочки движения товаров.

склад забит товаром

Причем большинство предлагаемых вам решений проблемы тесного склада не требуют капитальных вложений или сколько-нибудь серьезных затрат. Ведь мы предлагаем точечное вмешательство в складскую конфигурацию, дополненное изменениями в цепочке товародвижения, с последующим распределением издержек между всеми участниками «товарооборота». Но хватит слов, давайте перейдем к практике.

Совет первый: сформируйте «план Б»

Не ждите того момента, когда вы уже не сможете закрыть дверь склада из-за вываливающихся за порог товаров. Начните действовать прямо сейчас. Прочитайте этот материал и решите, что можно сделать уже сегодня, а что – завтра.

Ведь лучший способ решения любой проблемы – это профилактика ее появления. Поэтому все неприятности лучше встречать во всеоружии и с заранее подготовленным планом выхода из кризиса.

Словом, сформируйте собственный план решения проблемы перегруженного склада сразу же после прочтения данного материала.

Совет второй: уплотните «воздушное пространство»

Используйте складское пространство «по-умному». Что это значит? Только то, что на вашем складе не должно быть неэффективного «воздушного пространства», занимающего ячейки в стеллажах, промежутки в проходах, участки между верхним ярусом и межэтажными или чердачным перекрытием.

Да, нормы противопожарной безопасности важны не менее эффективности системы хранения. Да, погрузчик должен где-то двигаться. Но, и без «пожарных» коридоров и трасс для складской техники в вашем хранилище присутствуют (и не спорьте) целые залежи «воздуха», занимающего место полезного груза.

И этот воздух можно (и нужно) уплотнить, взглянув по новому на горизонтальные и вертикальные плоскости хранилища. Как это сделать? Начните с замера расстояния прохода между стеллажами. Подумайте о целесообразности таких габаритов. Уменьшите их.

warehouse24214

Далее оцените габариты операционных участков – возможно, их стоит уменьшить. И в любом случае все операционные участки стоит оборудовать специальными стеллажами, занимающие пространство у потолка.

Кроме того, пересмотру стоит подвергнуть и схему хранения товара, складируемого прямо на полу. А нужны ли здесь проходы вообще? Разумеется, не нужны! Ну а если от проходов невозможно избавится, то их можно уплотнить. Освободив место под новый стеллаж. И не забывайте о штабелировании, позволяющем складировать пирамидой даже самые хрупкие грузы.

Еще можно пересмотреть пространство зоны доков. Ведь некоторые ворота используются нечасто. И эти редко используемые доки можно отвести под зону хранения, расширив полезное пространство склада. Причем эту дополнительную складскую зону можно оборудовать как на временной, так и на постоянной основе.

Следующий кандидат «под сокращение» — участок дополнительных услуг. Просто подумайте: нужны ли вашим клиентам эти «дополнительные услуги» и сколько прибыли они приносят вашему предприятию. Ведь работу в этой зоне можно сократить до самых прибыльных операций.

Далее оцените расстояние между верхним ярусом и потолком. Его можно заполнить с помощью стеллажа нестандартной высоты. Вот только не стоит забывать о системе пожаротушения, форсунки которой располагаются прямо под потолком. Подумайте, о том, что возможная модификация системы пожаротушения поможет вам «забить» стеллажи до самого верха. Оцените экономический эффект от этой манипуляции.

guiding-growth3

А еще можно просто группировать места стеллажного хранения, объединяя их в один пакет. Ведь площадь хранения на объединенных ячейках будет больше, за счет устранения технического зазора между «соседями».

Теперь перейдем в автопарк. Здесь можно обнаружить вышедший из строя прицеп, незаполненный контейнер или другое место хранения. Перевезите эти «мобильные склады» на территорию, прилегающую к зданию основного хранилища, и заполняйте их товарами, хранимыми во временном режиме.

Разумеется, складское пространство невозможно заполнить на 100 процентов, но стремиться к этому нужно, правда, не в ущерб процессу погрузки-выгрузки товара. Поэтому прямо сейчас подумайте над тем, что вы можете передвинуть, достроить или уплотнить уже сегодня.

Но не забывайте о том, что каждой новой зоне хранения придется присвоить отдельный адрес. Иначе все ваши манипуляции с пространством склада обернутся хаосом в системе управления логистикой хранилища. Причем на первых парах новым зонам лучше присвоить какой-нибудь индекс, говорящий о нетривиальном месторасположении.

Совет третий: тотальный контроль

Манипулируя пространством, мы как-то забыли о самом грузе. Между тем контроль товарно-материальных ценностей поможет не только отследить наличие хранимых товаров, но и поспособствует оптимизации самого процесса хранения.

Поэтому устройте ревизию  на складе. Проверьте SKU, отслеживая движение товаров. Вычислите самые залежавшиеся или малоиспользуемые единицы хранения. И «задвиньте» их в дальние ячейки, а еще лучше – продайте с хорошей скидкой, а то и вовсе передайте какой-нибудь благотворительной организации. Ведь иное место хранения стоит намного дороже сберегаемого товара.

sklad

Кроме того, ревизия – это хороший повод перебрать (хотя бы удалено и по бумагам) весь товар, оценив соответствие товарно-материальных ценностей месту хранения. Ведь вероятность того, что «напольный» товар хранится, например, на стеллажах есть всегда. Вот и разберитесь с соответствием товара месту хранения. И не ленитесь – эффект от такой «уборки» будет просто колоссальным.

А еще вы можете избавиться от старой оргтехники, залежей ненужных документов и прочего хлама, складированного по принципу: «потом разберемся». Ведь это «потом» уже наступило. Словом, начинайте действовать, запланируете ревизию товарно-материальных ценностей и засучите рукава. Вас ждет кропотливая, но результативная работа!

Совет четвертый: распределяйте и властвуйте

Обратите внимание на технологию Crossdocking-складирования  предполагающую формирование грузового пакета прямо после приемки товара на склад. Ведь у вас, наверняка, есть товары, которые «уходят» со склада с завидной регулярностью, так зачем же хранить «свежую» порцию таких популярных грузов на складе – отдайте ее страждущим грузополучателям немедленно. Это и есть кросс-докинг.

Кроме того, эту же технологию можно использовать и в «зеркальном» виде, договариваясь с поставщиками товаров о возможной отгрузке «расходных материалов» для вашей компании по первому же требованию. В итоге, вы освободите место, занятое заготовками или полуфабрикатами, которые будет использованы прямо сегодня, отгружая такие товарно-материальные ценности на производство прямо «с колес».

Еще вы можете увеличить частоту поставок, получая «расходные материалы» мелкими порциями практически круглосуточно. Причем решение о доставке груза можно отдать на откуп сами поставщикам, используя концепцию Vendor Managed Inventory. Ведь согласно этой концепции «грузооборота» расходуемые товарно-материальные ценности контролируются и планируются поставщиком, складируясь на его складе.

Разумеется, согласно концепции VMI вам придется договориться о конкретных объемах поставки и периодичности такого «грузооборота», оценивая минимально допустимый уровень запасов расходуемых ценностей. Поэтому начинайте планировать встречу с поставщиками уже сегодня.

24128c29342f7e94aa4b79f6e66accc9-l

Совет пятый: умное управление

Без системы управление складом (WMS) немыслима деятельность любого современного хранилища. Ведь времена «живых» учетчиков постепенно уходят. Но используем ли мы все возможности WMS? Ведь эта система не только управляет приемкой, комплектацией грузовых пакетов и отгрузкой, она способна анализировать весь грузовой трафик, сообщая о свободных ячейках.

При этом распределение мест хранения можно настроить не только по принципу «пусто или занято», выбор ячейки для принятого товара можно сделать и под влиянием таких характеристик, как оборачиваемость (частота погрузок-разгрузок подобной продукции), физические свойства товара (хрупкий, не хрупкий), габариты груза и прочее.

В итоге, система умного управления поможет оптимизировать месторасположение каждой хранимой единицы товарно-материальных ценностей, консолидируя запасы, сортируя их и высвобождая свободное место за счет оборачиваемости.

И если ваша WMS до сих пор этого не умеет, то вам стоит нанять хорошего  специалиста, способного научить ее действительно умному управлению.

Совет шестой: обновите оборудование

Новое оборудование стоит немалых денег. Но новый склад (который придется укомплектовать новым оборудованием) стоит еще дороже. Впрочем, к этому шагу лучше прибегнуть лишь после того, как будут исчерпаны все относительно бесплатные методики расширения складского пространства.

Причем, покупая новое оборудование, обращайте внимание на устройства вертикального хранения, мезонины и складские системы с изменяемой формой ячейки. Ведь стандартные ячейки заполняются на 100 процентов очень редко. Поэтому даже тривиальная конструкция с дополнительными балками, дробящая полупустую ячейку, будет очень выгодна предусмотрительному владельцу склада.

1310373532_107469006_3-

Кроме того, с помощью дополнительных балок вы можете занять место над проездом или проходом, оборудовав дополнительные ячейки на втором ярусе. Причем аналогичным образом можно поступить и в зоне доков, разместив дополнительные ячейки на уровне притолоки, над воротами.

Ну а наращивание стеллажей по длине, с целью заполнения суженных проходов – это вообще «классика» процесса оптимизации мета хранения. Но в этом случае вам, возможно, придется приобрести узкопроходную технику, способную протиснуться в зауженном промежутке между стеллажами. Да и риск повреждения стоек в зауженном проходе возрастет многократно. А ведь стоимость нового штаблера для узкого прохода доходит и до 100 тысяч долларов.

Поэтому к данному совету вам стоит прислушаться с большой осторожностью, оценивая не только выгоду, но и возможные расходы.

Совет седьмой: действуйте без фанатизма

Вы все равно не заполните все свободные закоулки вашего склада. Поэтому в процессе оптимизации старайтесь не увлекаться. Ведь иногда такие действия приносят только вред.

Например, «застройка» стеллажами поперечных проходов, несомненно, выгодна с позиции оптимизации пространства, но абсолютно неприемлема с точки зрения операции погрузки и выгрузки. Ведь складская техника будет «ехать» к ячейке по иной, более длиной траектории, что скажется на времени погрузки/выгрузки товара, снижая саму пропускную способность хранилища.

Ну а длинные (глубокие) ряды напольных паллет – они конечно выгодны, но так быстро как «короткие» места хранения их уже не загрузишь. В итоге, время на извлечение поддона уходит все больше и больше, грузовая техника стоит у ворот склада и вся экономия пространства заканчивается скандалом с поставщиками.

Поэтому при оптимизации складского пространства, а особенно при уплотнении «воздуха»,  нужно действовать согласно старой пословице, а именно: семь раз перепроверить характеристики каждой SKU, семь раз пересмотреть требования FIFO и LIFO, семь раз перенастроить WMS и только после этого один раз перестроить зону хранения.



Комментарии запрещены.