ПОРТАЛ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ОБОРУДОВАНИИ СКЛАДОВ
Журнал Складовой +7 (812) 925-80-68

Казалось бы, что может быть проще, чем организовать работу склада: поставил в выбранном помещении стеллажи, приобрел пару погрузчиков и можешь начинать свою деятельность. Однако так кажется только со стороны. На самом деле организация работы склада – весьма сложное дело, требующее наличия определенных знаний и опыта.

be_sklad

 

Особенности процесса погрузки/разгрузки

Функционирование любого склада начинается с его заполнения грузом, то есть с процесса разгрузки прибывающего транспорта. Разгружать можно двумя различными способами: с земли либо с заездом в кузов, если предусмотрен пандус или разгрузочный док. Рассмотрим более детально оба варианта.

  • При погрузке/разгрузке транспорта непосредственно с земли следует в первую очередь обращать внимание на поверхность пола в складе, ведь от этого во многом зависит предпочтительный тип применяемого погрузчика. Так, при неровной поверхности и значительной дистанции транспортировки целесообразно пользоваться вилочным погрузчиком, оснащенным противовесом. Если же полы достаточно ровные, то вполне подойдет напольная складская техника с электроприводом – штабелеры и ричтраки. Только необходимо учитывать тот факт, что при работе со штабелером под кузовом авто должно оставаться достаточно свободного пространства, чтобы было где разместиться опорным консолям. Ричтрак, как и вилочный погрузчик, в таком пространстве не нуждается.

Основное преимущество организации разгрузки с земли заключается в отсутствии необходимости осуществления промежуточных операций для доставки паллет на стеллажи. Недостаток же данного способа кроется в том, что он требует привлечения дополнительного рабочего, который будет пододвигать паллеты на край кузова авто, чтобы их можно было взять на вилы.

  • Погрузка/разгрузка с заездом в кузов – это наиболее прогрессивный и эффективный метод организации складской деятельности, используемый на всех складах с интенсивным товарооборотом, включая складские комплексы классов А и В. Здесь отсутствует необходимость использования тяжелого ручного труда, и физические силы работников не влияют на производительность.

При размещении паллет на полу кузова в один ряд достаточно использовать обычную электрическую тележку, модель которой подбирается в зависимости от того, на какую дистанцию приходится транспортировать груз на складе, а также от средней продолжительности выполняемых работ.

Если размеры склада небольшие, то компактного транспортировщика будет вполне достаточно, а вот на больших площадях с высокой интенсивностью работ необходима техника иного класса – транспортировщики с откидной платформой, а на особо крупных складских комплексах – транспортировщики, оснащенные креслом оператора. Они обладают эргономикой и характеристиками, необходимыми для возможности выполнения оператором своих обязанностей на протяжении всего рабочего дня с высокой интенсивностью.

holod-sklad-2

При расположении паллет в кузове в два ряда целесообразно применять штабелеры. Однако в связи с ограниченностью высоты кузова необходимо выбирать исключительно модели компактных размеров со свободным подъемом вил, не сопровождаемым подъемом секции мачты. Одновременная перевозка двух паллет позволяет сократить время разгрузки практически вдвое, однако для размещения паллет на стеллажи может понадобиться выполнение дополнительных перегрузочных операций.

Выбор необходимой техники

Установка и снятие паллет со стеллажей производится с применением двух видов машин – штабелеров и ричтраков. Штабелеры могут быть сопровождаемыми, самоходными с откидной площадкой либо с кабиной. У ричтраков всегда есть кабина с креслом, а их ключевым отличием от штабелеров является выдвигающаяся каретка мачты. Кроме того, ричтраки могут поднимать груз на большую высоту и способны работать с более высокой производительностью.

Чтобы понять, какой тип погрузочных машин целесообразно применять в конкретном случае, необходимо учесть следующие моменты:

  1. Высоту подъема груза.
  2. Дистанцию одной транспортировки.
  3. Желаемую производительность.
  4. Продолжительность работы.

В том случае, если груз не поднимается на высоту более 6 метров, не транспортируется дальше, чем на 50-70 метров, продолжительность работы не превышает 5-7 часов, а производительность – 15-20 паллет в час, вполне подойдет штабелер. Если же хотя бы один из данных показателей выше, то без ричтрака никак не обойтись. Ключевым параметром в данном случае является высота подъема груза, поэтому выбор необходимой машины следует делать, ориентируясь именно на него.

sb

Штабелеры (высота подъема менее 6 метров):

  • Сопровождаемые поводковые – применяются при четырехъярусных стеллажах с высотой подъема до 5 метров и дистанции транспортировок до 20 метров.
  • Штабелеры с кабиной – используются при пятиярусных стеллажах с высотой подъема до 6 метров и дальности транспортировок до 60 метров. Данный вид штабелеров обладает неоспоримым преимуществом перед другими, поскольку оператор располагается внутри корпуса, и ему не приходится маневрировать и отступать в стороны, что положительно сказывается на производительности труда. Кроме того, благодаря меньшему значению минимально допустимой ширины между крайними точками груза в проходе удается экономить до 15 процентов площади склада.

Ричтраки (высота подъема более 6 метров)

Это наиболее производительный вид складской техники, позволяющий осуществлять погрузку до 30 паллет в час и применяемый главным образом на крупных логистических центрах с большим грузопотоком. В то же время существуют ситуации, когда необходимость в применении ричтраков возникает даже на небольших складах с невысокой интенсивностью обработки грузов. Например, когда с целью увеличения вместимости устанавливаются стеллажи большой высоты или когда склад имеет необычную конфигурацию. В таких случаях рекомендуется применение нестандартных ричтраков:

  • имеющих высоту подъема более 11 метров;
  • способных двигаться в четырех направлениях (позволяют обрабатывать и складировать длинномерные грузы, окна, мебель на высоту до 9 метров);
  • обеспечивающих трехстороннюю обработку груза (применяются при узких проходах шириной от 1,6 метра);
  • имеющих зауженную базу и кабину (используются для набивных стеллажей);
  • оснащенных телескопическими вилами (позволяют устанавливать спаренные стеллажи).

9fa3bec71edabcee777ba60b4a5b7be3

Выбор производителя

Один из важнейших вопрос, возникающих перед покупкой техники, — какого производителя выбрать? Не секрет, что сегодня на рынке представлено большое количество торговых марок из Китая, которые предлагают достаточно качественную технику по цене значительно ниже европейской. Но есть ли смысл экономить?

Современные модели китайской складской техники часто представляют собой аналоги европейских машин, выпускавшихся десять-двадцать лет назад. В том случае, если склад небольшой, а погрузочно-разгрузочные работы в нем ведутся не непрерывно, а лишь по мере необходимости, то использование техники известных китайских брендов (например, HC или Xilin), будет вполне оправдано.

Однако на крупных логистических центрах, отличающихся высокой интенсивностью деятельности, возможно применение исключительно современных складских машин от ведущих производителей (например, Atlet). Это позволит уберечься от незапланированных простоев, связанных с внезапным выходом техники из строя, а также повысит имидж фирмы в глазах клиентов.

Особенности комплектации заказов из большого количества позиций

Довольно часто возникает необходимость сформировать заказ, взяв по несколько предметов из большого количества разных контейнеров, оставляя при этом сами контейнеры на паллете. Как правило, это заказы для розничных торговых точек (аптек, магазинов хозтоваров и т.д.), которые заказывают большое количество наименований товаров, но в каждой из позиций – всего по паре единиц.

Если заказов подобного рода собирается три-четыре в день, то вполне подойдет стандартный штабелер либо ричтрак. С его помощью оператор снимет паллету со стеллажа, возьмет необходимый товар из упаковки, положит в контейнер для сборки, а упаковку вернет на место. Однако в том случае, если сборка таких заказов происходит регулярно, то проще не опускать паллеты к оператору, а, наоборот, поднимать оператора к паллетам. Для таких целей существует специальный вид складской техники – комплектовщик заказов.

foto3

Если комплектация заказов осуществляется из контейнеров, расположенных на двух нижних ярусах, то вполне подойдет низкоуровневый комплектовщик. Оператор производит сборку заказа и складывает его в расположенный на вилах комплектовщика специальный контейнер (или специальная платформа в случае с крупногабаритными грузами). В том случае, если приходится много работать на втором ярусе, то целесообразно использовать модификацию комплектовщика с подъемом вил для облегчения труда оператора.

При сборке заказов со всех уровней необходимо применение высокоуровневых комплектовщиков, поднимающих оператора с контейнером на высоту более 9 метров. Именно такие модели в большинстве случаев используются на современных логистических комплексах класса А и В.

Особенности работы в узких проходах

Иногда особенности склада не позволяют обеспечить достаточную ширину проходов между стеллажами для прохода стандартной техники, что делать в таком случае? Ведь не всегда есть возможность просто взять и сменить помещение, а работать как-то нужно. В таких случаях наиболее рациональным выходом будет использование узкопроходных ричтраков с трехсторонней обработкой груза, которые по основным рабочим характеристикам (высоте подъема, грузоподъемности, производительности) не уступают стандартным ричтракам, но при этом позволяют работать в тех местах, где ширина прохода составляет от 1,6 метра. Если ширина проходов составляет не менее 2,2 метра, то можно использовать штабелеры, которые до 6-метровой высоты вполне способны справиться со всеми поставленными задачами.

Если на стеллажах хранятся всевозможные длинномерные предметы, длина которых может превышать 10 метров (например, рулоны, профили, прокат), то применение традиционной складской техники будет невозможным, так как развернуться с таким грузом в проходе попросту не удастся. Единственный выход в таких случаях – использование четырехсторонних ричтраков, способных двигаться во все четыре стороны без поворота благодаря вращающимся на 360 градусов колесам. Такие ричтраки, подъехав к стеллажу и взяв длинномерный груз, просто поворачивают колеса и двигаются вдоль прохода. Поэтому ширина прохода никак не влияет на возможность транспортировать длинный груз.



Комментарии запрещены.