Аэропорт Внуково занимает третье место в рейтинге аэропортов Москвы по объемам перевозок. В последние годы он стабильно развивался. Согласно прогнозу на 2 ближайших года, должен возрасти объем осуществляемых пассажирских перевозок, что неизбежно потребует возрастания объема заправок. Нагрузка может дойти до 5 тыс. тонн за сутки.
На перронах Внуково-1 и Внуково-2 заправку воздушных суден выполняет ЗАО «Топливо-заправочный сервис». Чтобы добиться значительного увеличения объема заправляемого топлива, в настоящий момент проводится крупномасштабная модернизация всего комплекса, обслуживающего самолеты. В результате реконструкции будут усовершенствованы существующие мощности и введены в строй новые. Полноценная автоматизация заправочных процессов даст возможность увеличить их объем и улучшить качество.
В соответствии с разработанным планом развития ЗАО «ТЗС» строительные и реконструкционные работы были начаты в 2010 году. Проект предусматривает значительное увеличение эффективности системы обеспечения авиационным топливом в 2015 году. Этого невозможно добиться другими методами, кроме как глубокой и полноценной модернизацей всей системы.
Основные положения развития ЗАО «ТЗС»
Согласно проекту, центральная заправочная система (ЦЗС) будет иметь такие расчетные показатели:
- Суточная производительность до 5 тыс. тонн;
- Максимальная часовая производительность 1,2 тыс. тонн;
- Рабочее давление в пределах 8-12 бар;
- Обслуживание до 36 мест стоянки воздушных судов;
- Резервуарный парк объемом 46 тыс. м3.
Чтобы добиться таких показателей, будут сооружены такие строения:
- Административное здание, имеющее лабораторию ГСМ;
- Железнодорожная эстакада сливного типа, предназначенная для работы с 22 вагонами-цистернами;
- Станция закачки и фильтрации топлива, поступающего со сливной эстакады;
- Резервуары объемом 5 тыс. м3 в количестве 8 ед., в которых будет храниться авиационное топливо ТС-1;
- Резервуары объемом 1 тыс. м3, предназначенные для хранения авиатоплива JET-A-1;
- Станция для автоматического тушения пожаров на объектах ЦЗС;
- Здание, в котором будет размещена техническая служба и ряд складских помещений;
- Маслостанция;
- Электрические подстанции 10/0,4 кВ с резервным источником питания в виде дизельных генераторов;
- Ряд очистительных сооружений, которые выполняют очистку промышленных и ливневых стоков согласно современным нормам;
- Автостоянка, рассчитанная на 62 машины.
Для защиты окружающей среды вокруг возводимых резервуаров будет находиться монолитная железобетонная стена высотой 1,5 м, которая должна предотвратить разлив топлива в случае аварийной ситуации.
Стеной будут разделены резервуары объемом 5 тыс. м3 на два блока по 4 единицы в блоке. Отдельно будут стоять резервуары объемом 1 тыс. м3. Все резервуары имеют несколько степеней защиты, оснащены системой пожаротушения пеной, защитой от молний и водяным орошением.
Все резервуары, имеющие объем 5 тыс. м3, выполняются со стационарной щитовой крышей. Предусмотренный проектом припуск на коррозию металла составляет 1 мм на всех элементах строения. Стенка выполняется из рулонных материалов, а днище состоит из несколько слоев. Оно имеет внутренний уклон 5% и вакуумный контроль герметичности. Конструкция резервуара была выполнена Саратовским заводом резервуарных металлоконструкций. Она полностью соответствует ГОСТу Р 52906-2008.
Состояние строительных работ
Особенностью данного проекта является то, что строительство объектов и их ввод в строй выполняется во время непрерывной работы
склада ГСМ. Строительно-модернизационные работы были спроектированы таким образом, чтобы не мешать деятельности объектов склада.
Гидравлический расчет был выполнен немецкой фирмой Mess und Fordertechnik Gwinner G.m.b.H. & Co. Эта компания специализируется на системах закачки и слива авиационного топлива, а также его движением на складах ГСМ. Другим направлением деятельности компании является изготовление оборудования и проектирование систем перемещения нефтепродуктов в нефтехимической промышленности. Участие в создании склада компании такого уровня обеспечивает высокое качество работ и применение современных технологий.
Сейчас ваэропорту «Внуково» ведется строительство элементов ЦЗС, которое было начато в 2010 году. Согласно плану, завершение строительства произойдет в 2015 году. К концу 2012 года уже было построено 6 км линейной части трубопровода из 7 запланированных. Два резервуара объемом 5 тыс. м3 имели металлический каркас, защищенный антикоррозионным покрытием. Была построена станция пожаротушения при помощи пены.
Ведется строительство таких объектов:
- Резервуаров объемом 5 тыс. м3. Они снабжаются клапанами двойного запирания системы Twin Seal. Работа резервуара будет выполняться в автоматическом режиме и имеет компьютерный контроль, который исключает переток авиационного топлива.
- Станция насоса и фильтрации с часовой производительностью 1,2 тыс. м3.
- Конечная часть линейного трубопровода.
- Сливная железнодорожная эстакада.
Линейная часть топливопровода
Работы по созданию трубопровода велись с начала строительства. Данный трубопровод имеет гидратные отводы. Сложность выполнения работ находилась на среднем уровне, хотя строительство некоторых участков было затруднительным. Работы велись как открытым, так и закрытым способом. Трубы укладывались в две нитки. Основной диаметр труб – 406 мм, диаметр отводов на гидратные колодцы – 168 мм.
Те участки трубопровода, которые были уже смонтированы, были промыты и подвергнуты гидравлическим испытаниям. После этого их законсервировали. Создание трубопровода проводилось с постоянным поддержанием его в чистоте. Этот способ строительства хорошо зарекомендовал себя на других объектах. Сейчас сооружены 7 технологических камер, в целом топливопровод готов к установке оборудования и работам по пуску и наладке.
Некоторые участки трубопровода пришлось прокладывать под различными коммуникациям, в том числе под рулежными дорожками и железнодорожными путями. Это требовало значительной глубины заложения топливопровода – от 16 м. Поэтому был принято решение использовать для прокладки закрытый способ, предполагающий рытье небольшого туннеля. Для этого был применен проходческий щит компании Herrencnecht, который обеспечил высокую точность работ. Он позволил вырыть туннель с заданным уклоном и в нужном направлении.
Практика создания небольших тоннелей при помощи проходческих щитов обладает значительными достоинствами:
- Высокая скорость выполнения работ;
- Простота образования тоннеля;
- Возможность создания тоннеля, не нарушая линии коммуникаций и работу предприятия.
Примененный щит компании Herrencnecht выполняет канал согласно с проектом, протягивая при этом стальную трубу большого диаметра. Она выполняет функции футляра. Внутрь футляра помещается рабочие трубы, движимые лебедкой и системой полиспастов. При скольжении по внутренней поверхности футляра они опираются на специальные направляющие кольца.